21 Сентября 2009 года

Срочный переход на саморегулирование

Как бы многие строители не возмущались — время лицензий ушло. До конца 2009 года строительные компании должны перейти на саморегулирование. По прогнозам из 270 тысяч строительных компаний, у которых сейчас есть лицензии, в саморегулируемые организации (СРО) не смогут войти 45-50 тысяч. Так что же будет с малым бизнесом в стройотрасли? Нужно ли вводить СРО во время кризиса? С какими проблемами могут столкнуться компании при переходе на саморегулирование? Как новые правила работы отразятся на населении? За что должны будут платить строители? Об этом и поговорим.

Раз законы приняты, их нужно выполнять. Может получиться, что кризисы и периоды роста будут сменяться один за другим. Если каждый раз подстраиваться под кризис или благополучный период развития, то никакая реформа просто-напросто не пройдет. Сейчас ли этот кризис случился, через несколько ли лет после введения в действие саморегулирования и появления организаций, разницы большой нет — так или иначе все столкнулись бы с трудностями. Наоборот, когда реформирование системы управления отраслью происходит в сложных условиях, это позволяет надеяться, что у руля вновь образованных строительных и проектировочных СРО, встанут надежные люди. В этот период, скорее всего, большинство авантюристов заняты какими-то другими делами — создавать СРО и привлекать новых членов в период кризиса финансовой нестабильности для них затруднительно.

Может ли нестабильная финансовая ситуация существенно повлиять на переход к СРО? Возможно. Например, долго муссировались слухи о приостановлении отмены строительного лицензирования. Думаю, на сегодняшний день эти сомнения развеялись окончательно. Но в любом случае, независимо от того, в какой форме будет осуществляться государственный контроль за строительной и проектировочной деятельностью, «Единый межрегиональный строительный центр» (ЕМСЦ) всегда будет стараться стоять на страже интересов достойных представителей строительного комплекса.

Основных проблем, с которыми могут столкнуться компании при вступлении в СРО, две. Первая — это выбор СРО. Опять же далеко не все организаторы НП, чьи СРО в итоге окажутся нежизнеспособными — авантюристы. Некоторые считают, что уместно создавать саморегулируемые организации по региональному признаку. Допустим в Москве, Санкт-Петербурге, ряде других крупных городов это вполне уместно, но в небольших субъектах России, таких как Кострома, Тамбов, Республика Калмыкия, очень трудно набрать необходимое количество организаций. Даже, если и удастся набрать требуемый законом минимум, бюджет, которым будет располагать такая СРО после получения статуса, окажется весьма незначительным. А это может привести к ослаблению контроля СРО за деятельностью своих членов и функционированием других институтов саморегулируемой организации. Поэтому мы и приняли решение о создании межрегионального строительного центра и на сегодняшний день нами охвачено более десяти регионов России. Вторая проблема — это проблема внесения взноса в компенсационный фонд. Для строительной организации он составляет минимум 300 тысяч рублей. Внесение таких денежных средств вкупе с остальными затратами, которые придется понести организации при вступлении в СРО (обучение персонала, вступительный взнос, страховка), может вылиться в весьма приличную сумму, особенно для бюджетов региональных организаций. И это конечно проблема. ЕМСЦ, в свою очередь, старается максимально возможно снизить затраты при вступлении и при оплате членских взносов (так, например, принято решение членские взносы оплачивать ежемесячно, а не сразу на год вперед).

Что касается изменения законодательных актов. Принято постановление Правительства РФ, которым назначен орган, ответственный за утверждение перечня видов работ в строительстве, проектировании и сфере инженерных изысканий — это Минрегионразвития. Этим же Постановлением определен орган, ответственный за ведение реестра саморегулируемых организаций — это Ростехнадзор. В ходе исполнения решения Правительства РФ Минрегионразвития уже утвердило перечень видов работ.

Что касается постановления Правительства РФ об утверждении формы свидетельства о допуске к работам, то в этом направлении работа может пока не вестись. Законодательством установлено, что до принятия такого Постановления саморегулируемые организации сами вправе устанавливать форму свидетельства о допуске к работам. И очень важный нормативный документ, который до сих пор не принят — это постановление Правительства РФ о минимальных требованиях к видам работ, относящимся к повышенной опасности, уникальным работам, работам, связанным с промышленной безопасностью.

Компенсационный фонд будет использоваться исключительно в целях, которые прямо указаны в законе, а именно — для возмещения вреда, который может быть причинен третьим лицам в результате выполнения строительных работ и работ по подготовке проектной документации, по инженерным изысканиям. Кроме того, средства компенсационного фонда могут быть использованы для еще большего накопления, то есть для увеличения размеров собственно компенсационного фонда. Согласно закону, функция управления всем объемом средств компенсационного фонда передается Управляющей компании. В роли УК может выступать любая организация, имеющая специальную лицензию Федеральной службы по финансовым рынкам. Именно эта организация будет заниматься размещением средств КФ. Конечно, СРО имеет право диктовать свои условия по размещению денег на депозитах самых надежных банков, перевода их возможно в иностранную валюту. Единственное, нельзя забывать о том, что нецелевое использование денег компенсационного фонда может приравниваться к уголовному преступлению. Поэтому наша саморегулируемая организация будет использовать средства компенсационного фонда исключительно по назначению.

Многие спрашивают: «Как переход к СРО отразится на населении? Снизит ли СРО риски соинвесторов жилищного строительства?» СРО создаются не для того, чтобы гарантировать населению своевременный ввод жилья в эксплуатацию или качественный уровень строительных работ. СРО создается скорее для того, чтобы каким-то образом дополнительно гарантировать ответственность строителя при реальном причинении вреда третьим лицам из-за некачественно выполненных строительных работ. Поэтому вряд ли СРО существенно снизят риски соинвесторов. А вот несчастных случаев на строительных площадках, по всей видимости, станет меньше. Кому же из руководителей СРО хочется иметь в своем составе строительную компанию, у которой несчастные случаи на стройплощадках — не редкость? Такие происшествия ведут, как минимум, к компенсационным выплатам, а они уменьшают размер компенсационного фонда. Такой поворот дела отнюдь не будет радовать ни руководство СРО, ни ее членов.

Ещё необходимо сказать о сроках выбора некоммерческого партнерства и принятия решения. Времени уже не осталось. Рассмотрение документов, проверка качества оформления, устранение недостатков, внесение взносов в компенсационный фонд и собственно регистрация — это вопрос не одного дня и не одного месяца. Только в Ростехнадзоре документы рассматривают около месяца. Если Вы не хотите остаться один на один с проблемой, то уже самое время срочно начинать активно действовать, готовить документы, кадры, получать ответы на непонятные вопросы, вступать в выбранное НП.

Есть реальный шанс войти в 2010 год без допуска. Думайте на шаг вперед, уважаемые строители.

По вопросам регистрации членов необходимо позвонить по телефону (495) 649-52-56 или в региональное представительство в Калужской области (910) 5432-555.

Момот Константин Константинович
Вице-президент по вопросам регионального развития ЕМСЦ

Перейти в раздел «Статьи. Вокруг недвижимости»


Актуальные объявления о недвижимости:

Опишите жалобу:

Неверное кодовое слово

Оставить заявку

Возможность отправить сообщение появляется только после того, как вы укажете все необходимые данные.
Материал доступен для комментирования первые 3 месяца с момента публикации.


Комментарии
Подать объявление