29 Июля 2008 года

Квартиру моих друзей пытались продать без их согласия

Читатель «Газеты.Ру» поделиться некоторыми странностями, происходящими сегодня на рынке недвижимости. Возможно, эти соображения прольют свет на загадочные явления, с которыми может соприкоснуться каждый из нас.

«Все началось с того, что моя знакомая Алёна и её муж Сергей решили поменять квартиру. Однокомнатную — на двухкомнатную, или — хотя бы «полуторку». Они пошли следующим путём: найти подходящую квартиру в окрестностях, прицениться... И тут они столкнулись с первым парадоксом современного риэлтерского рынка. Хозяин двухкомнатной квартиры, несмотря на явный спад в сфере продаж, довольно лениво встретил будущих покупателей... А за агентом, курирующим эту продажу, пришлось вести чуть ли не охоту. Узнав, что Алёне с Сергеем не требуется ипотека (у них масса обеспеченных знакомых, которые пообещали ссудить им нужную сумму), она, эта агент, особо и не «шевелилась», чтоб хоть как-то способствовать этой покупке. Её леность — прямо бросалась в глаза. Неинтересно ей — всё это было. Но как только речь заходила об ипотеке, или заключении договора с агентством — она, риэлтерша, зримо оживлялась.

Мои же приятели побаивались заключать договор, видя такое сомнамбулическое состояние своих контрагентов. Более того, мнительный и аналитичный Сергей вообще выдвинул довольно оригинальную версию: «Эта квартира вообще не продаётся!» Забегая вперед, отмечу, что он оказался прав: эта «срочно продающаяся» квартира — на сегодняшний день — успешно перекочевала в другое агентство, и уже — «срочно продается там».

По крайней мере, Алене так и сообщили там, в новом агентстве, что она, если Алёна не подсуетится, то объект будет продан буквально через неделю. Но наш скептик Сергей оказался, увы, прав: квартира эта так и не продана до сих пор, хотя прошло уже больше двух недель. Причем, если суммировать весь срок её продажи, она «срочно продается» уже давным-давно.

Дальше — больше. Когда Сергей, а особенно Алёна, убедившись в тщете своих попыток купить эту, очень нужную им квартиру, решили выставить уже свою, однокомнатную, они сразу же подверглись массированной атаке расположенного неподалёку агентства недвижимости, сокращенно названного «У». В моей жалобе в Уральскую палату недвижимости это название изложено полностью.

Эти атаки носили разноплановый характер, и создавалось впечатление, что работники агентства совершенно незнакомы друг с другом: настолько беспорядочны и хаотичны были их действия. Всех опередил член этого доблестного сообщества, энергичный мужчина, привезший в качестве покупателя на просмотр квартиры девочку лет семнадцати. Видимо, это то, что он успел найти на роль покупательницы. А вообще, их совокупный непрофессионализм просто бил в глаза.

Собственно, о нехорошей репутации этого агентства нас действительно предупреждали некоторые знакомые. Но, как говорили древние философы: «Надежда — мать глупцов!» и привезённая буквально через полчаса после публикации объявления первая покупательница — застила продавцам глаза. Они подумали, что нехорошее агентство исправилось, встало на верный путь, а критические стрелы в его адрес это лишь наветы со стороны конкурентов.

Однако наши надежды вскоре полностью развеялись. В последний день недели агентство «У», как опытный китобоец-гарпунёр, нанесло решающий удар по несговорчивым владельцам: они в своих многочисленных звонках сообщили, что данная квартира выставлена на прайс-листе их конторы. Вопреки всем существующим профессиональным нормам. С установкой собственной цены. Без согласия владельцев. Видимо, они эту утомительную процедуру — согласования — они сочли излишней.

Всех это просто шокировало. Во-первых, такого хамского, показушно пренебрежительного отношения к людям не было со времен Средневековья. Во-вторых, после такого поведения — какой, извините, дурак будет показывать им свою квартиру, а уже тем более — скоординировано работать с этим агентством?

Но прозорливый и въедливый Сергей тут же вновь поразил нас фантастическим умозаключением. Он сказал: «А она им и не нужна для продажи, поэтому они нисколько и не беспокоятся о своей репутации! Они на ней будут по-другому зарабатывать, больше чем на продаже!» По версии Сергея, эта квартира должна была выполнить роль некоей «потёмкинской деревни». Или — проще говоря, наживки.

Доверчивый клиент будет радоваться будущему приобретению, и с готовностью побежит за «добренькими» риэлтерами, «помогающими» ему оформить кредит. На что они, кстати — тоже не имеют ни малейшего права. Но, право правом, а «бабки» на этом можно снять неплохие. А право — это дело десятое. Кроме того, клиент, вступивший с ними в альянс, незримо попадает в их кабалу: отказав ему в нужной квартире — они тут же подсовывают ему ненужную. Которых — полно на рынке. А куда он денется, от этих доброхотов?

Видимо, именно такую роль — подсадной утки — и выполняла та, двухкомнатная «непродающаяся» квартира, на которую и положила глаз щепетильная Алёна. Сколько ж раз она закатывала скандалы Сергею, который упрямо повторял ей: «Не продаётся эта квартира! Понимаешь, не продаётся! Если б они действительно её продавали — они бы совершенно по-другому себя вели!»

И в самом деле, поработав на одно агентство — квартира была передвинута в другое. Как заветный Кубок Стэнли. Теперь уже другие его разыгрывают. А Алёна поначалу винила Сергея, думая, что он не помогает ей! Она не понимала — как может не продаваться квартира, объявлениями о продаже которой пестрят газеты?!

Мы позвонили в Уральскую Палату Недвижимости (УПН) которая обязана курировать деятельность агентств в Екатеринбурге. Нам предложили написать жалобу. По «электронке», или привезти лично. Мы написали «по электронке». Далее с нас затребовали копию правоустановочного документа на квартиру. С большим трудом, уговорив Алёну (собственницу) — мы выслали. Нас попросили отправить по факсу копию жалобы самой владелицы квартиры. Алёна воспротивилась. Она известный архитектор-реставратор, и публично воевать то с одним, то с другим агентствами, распущенными УПН, ей не хотелось. Мы позвонили знакомому риэлтеру: что делать?

Что делать он точно не знал, но над нами посмеялся: УПН водит вас за нос. Ложная информация опубликована в газетах, издаваемых самой Палатой. Это «Прайс» и «Есть вариант!». Она, УПН, обязана проверять — достоверность или недостоверность данной информации. И наказывать виновных в данной недостоверности и нарушении профессиональной этики. Вы точно указали Палате: где ошибка, и на какой странице. Вы назвали ей агентство. Вы сообщили сотовые телефоны всех лиц, атаковавших вас. Ваша квартира выставлена на конкретной улице, в конкретном доме. Значит, если агентство начнёт врать, что это якобы «не ваша» квартира, то их очень легко изобличить.

Во-первых, у них должен быть договор на квартиру в этом же доме. Иначе они просто не имеют права выставлять такие лоты на продажу. А Палата должна бороться с этим. И, второе, это агентство — при полном попустительстве УПН — будет безнаказанно атаковать вас и дальше. Вам надо обратиться в какие-то иные органы. Если б у нас в городе было две или три Палаты недвижимости (как например, три торговых центра, или три крупных региональных представительства известной японской компании по продаже автомобилей), то тогда б они конкурировали между собой. А одна Палата — это одна Палата. Монополия, одним словом. Еще неизвестно — кто и с кем там дружит.

И в самом деле, интересная точка зрения. Пессимистичная правда, но, зато очень реалистичная. И дающая столь же пессимистичные результаты. В том числе — и «непродающиеся» заманухи-квартиры. А пока, как показывает практика, любое агентство может совершенно безнаказанно выставить вашу квартиру в свой «прайс» и в газеты, а также — заваливать вас бесконечными телефонными звонками. И вести себя совершенно по-хамски, совершенно не считаясь с вашим мнением.

А УПН, вместо того, чтоб принять меры, начнёт истребовать с вас справки о плоскостопии, и сдаче каких-нибудь анализов... А, между тем, под вашу квартиру будут кому-то обещать «помочь с ипотекой». Прибыльное, наверное, дело... Показать же её — в принципе несложно, даже враждуя с хозяевами. Представившись, например, частным лицом. Или риэлтером несуществующего агентства. Продавцы ведь — особенно настоящие — любому клиенту рады. А задача здесь, как мы видим, другая — направить покупателя не на квартиру, а на процесс ипотеки.

Мне, между прочим, сразу вспомнился недавний разговор в компании, где начинающая риэлтерша вальяжно пожаловалась на «плохую клиентку», грозившую подать на них в суд. «Отвратительная клиентка», была плоха тем, что, уже решив все вопросы по ипотеке, получила от их агентства отказ, несмотря на внесенный аванс. Отказ мотивировали тем, что якобы хозяин поднял, повысил цену приобретаемой квартиры.

Теперь, столкнувшись с парадоксами на рынке недвижимости, я думаю, что может быть, согласно теории Серёжи — это тоже была «непродающаяся квартира». И она, как мавр, сделавший дело, должна была уйти в сторону. Вот хозяин и «неожиданно поднял цену». Хотя, правильнее такие «выставочные объекты» сравнивать с почтовыми голубями, неизбежно возвращающимися к хозяину. Независимо от цены и количества претендентов.

В заключение хочется сказать, что жизнь заставляла меня и раньше сталкиваться с агентствами недвижимости. В целом большинство из них работало достаточно профессионально, без сбоев. И без особых нареканий. И, наверное — сегодня так же работают. Правда, тогда не было такого искусительного мотива как ипотека. Кризис в США показал, чем кончаются подобные игры. Мне не хочется бросать тень на другие агентства, как правило, в глаза бросается — самое вопиющее, самое плохое. И вот с этим-то и должна бороться Палата Недвижимости. Даже если она, увы, монопольно одна. Два телефона, на которые Алёна и Сергей давали объявления, они были вынуждены в конце концов заблокировать. Процесс продажи разрушен. Вчера беспокойная Алена включила один из них. Я точно знаю — что уже сегодня до обеда ей дважды звонили из неутомимого агентства.»

Газета.Ru
Перейти в раздел «Статьи. Реальные истории»


Актуальные объявления о недвижимости:

Опишите жалобу:

Неверное кодовое слово

Оставить заявку

Возможность отправить сообщение появляется только после того, как вы укажете все необходимые данные.
Материал доступен для комментирования первые 3 месяца с момента публикации.


Комментарии
Подать объявление