07 Октября 2008 года

Торговля сегодня: «набор функций» + «пакет услуг»

Для Обнинска очень нетипична ситуация, когда первый наукоград России отстает в развитии какого-то имеющегося в городе направления коммерческой деятельности. Но так уж получилось, что после настоящего прорыва в в 1996 г., когда был построен второй в России многофункциональный торговый комплекс «Дом для дома», на этом направлении некоторое время, если исходить из строгих определений МФК, было некоторое «затишье». Хорошо, что ненадолго, и после того, как вновь будет открыт «Дом для дома», а компаниями «Русский дом» и «ДоминионМ» в городе будут построены два современнейших торгово-развлекательных центра, все встанет на свои места.

Таким будет торгово-развлекательный комплекс с офисной составляющей, который строит в Обнинске московская компания ДоминионМ в районе железнодорожного вокзала. Вот как пресс-служба компании характеризует этот проект. «В соответствии с международной классификацией многофункциональный торговый центр в Обнинске можно назвать Community Center, или торговый центр для обслуживания жителей прилегающего округа.

ТЦ предложит своим покупателям все и сразу: продукты питания, бытовую электронику, одежду, обувь, аксессуары, подарки, сувениры, игрушки, товары для дома, отдыха и спорта. Здесь можно будет хорошо отдохнуть и приятно провести время — на цокольном этаже разместится зона развлечений. Креативный дизайн проекта, смелые архитектурные решения, зеркальный фасад — торговый центр органично впишется в облик города и подчеркнет его достоинства, оставаясь при этом яркой деталью на фоне окружающей застройки. Общая площадь — 13 803 кв. м. Окончаниае строительства — III квартал 2009 г.»

В торговом центре «12 месяцев» проблема совмещения основных и дополнительных функций успешно решена также и за счет удачной конфигурации торговых площадей. В основном зале разместился продовольственный отдел, работающий по схеме самообслуживания, и осталось место для нескольких дополнительных торговых точек: посуда, часы-авторучки, сумки, парфюмерия, газетный киоск, драгоценности, мобильные телефоны, чайный ларек. А «вокруг» основного зала на 1-м и 2-м этажах расположены торговые галереи, где размещены кафе «Проспект», отделение банка, цветочный отдел и множество промтоварных отделов. В основном это магазины и салоны одежды и обуви, но есть ещё «Магазин удивительных вещей», магазин «Миллениум: демонстрация инновационных технологий ведущих стран мира», игрушки, представительство фирмы по производству стальных дверей, аптека, меховой салон, обмен валюты, ювелирный салон, спорттовары, мебель. Рядом в пристройке — кафе-кулинария и мастерская по ремонту обуви.

Директор ТЦ «12 месяцев» Ленара Маяцкая:

«В нашем торговом комплексе основной зал и торговые галереи находятся в собственности у разных владельцев, тем не менее, нетрудно заметить, что во всем здании четко выдерживается определенное стилевое единство интерьеров, а принцип совмещения основной функции и сопутствующих услуг применен и в основном зале и в торговых галереях. У компании «12 месяцев» выработан свой, вполне узнаваемый единый корпоративный стиль. Что касается схемы торгового процесса, то без включения в него набора дополнительных услуг сегодня невозможно представить работу сколько-нибудь крупного торгового центра. У нас и в этом отношении все в порядке — отчасти за счет кооперации с торговыми галереями».

О всех обнинских торговых центрах, в которых в той или иной степени присутствует пакет дополнительных услуг, в газетной статье подробно рассказать, конечно, невозможно. Например, территория вокруг универмага «Центральный», одного из «пионеров» внедрения в Обнинске современных торговых технологий, интерьеров и оборудования, буквально «нашпигована» множеством фирм, предоставляющих самые различные услуги. Тем не менее и в этом универмаге в дополнение к основной функции есть аптека, представительство фирмы по продаже натяжных потолков, отделение банка.
Недалеко от «Центрального» расположен торговый комплекс «Планета», в котором разместились также финансовая корпорация, медицинский оздоровительный центр, кафе японской кухни, магазин систем сигнализации, одежда-обувь, отдел продажи, обмена и изготовления ювелирных изделий, отдел фирмы по производству пластиковых окон.

Таким образом, Обнинск в последние годы — не только настоящий «эпицентр» строительств торговых объектов, у нас практически во всех торговых центрах активно и последовательно «наращивается» очень важный параметр — многофункциональность, но пока что в основном за счет создания «пакета услуг».

Начальник Управления потребительского рынка городской администрации Алина Петик:

«В целом сфера торговли в Обнинске развивается последние 15 лет очень быстрыми темпами по всем параметрам. Товарный ассортимент в городе — очень широкий, качество торгового процесса, интерьеров во многих магазинах не уступают столичным. Сегодня в городе порядка 55 тыс. кв. м. торговых площадей. А в ближайшие 2–3 года эта цифра удвоится. Но что касается самого популярного в последние годы формата многофункциональных торговых комплексов — торгово-развлекательного, здесь есть некоторое отставание. Хотя в Калуге, например, уже работает ТРЦ «21-й век», в котором, кроме торговли продуктами, промтоварами и набора бытовых услуг, есть также несколько кинозалов и детские развлекательные комплексы. Но и в Обнинске уже скоро появятся аналогичные комплексы. Компания «Русский дом» строит в 51-м микрорайоне многофункциональный комплекс площадью около 50 тыс. кв. метров. Это даже по московским меркам весьма крупный объект. Если планы инвесторов в ходе строительства не изменятся, то это будет современный торгово-развлекательный центр. Московская компания ДоминионМ на прилегающей к вокзалу площадке строит торгово-развлекательный комплекс общей площадью порядка 14 тыс. кв. м. Появление этих двух комплексов в Обнинске ликвидирует наше отставание в этом сегменте торговли».

Подводя итог, можно заметить, что для Обнинска очень нетипична ситуация, когда первый наукоград России отстает в развитии какого-то имеющегося в городе направления коммерческой деятельности. Но так уж получилось, что после настоящего прорыва в 1996 г., когда был построен второй в России многофункциональный торговый комплекс «Дом для дома», на этом направлении некоторое время, если исходить из строгих определений МФК, было некоторое «затишье». Хорошо, что ненадолго, и после того, как вновь будет открыт «Дом для дома», а компаниями «Русский дом» и «ДоминионМ» в городе будут построены два современнейших торгово-развлекательных центра, все встанет на свои места. Обнинск не только ликвидирует отставание по этому направлению, но даже выдвинется в лидеры. Даже в Московской области, где идет наиболее интенсивное строительство многофункциональных комплексов (на сегодняшний день здесь построены порядка 30 МФК и ещё столько же строится), пока что практически нет городов-стотысячников, где были бы сразу три МФК, включая один площадью в 50 тыс. кв. м.

Но это положение сохранится очень недолго.

Темпы и масштабы строительства МФК в столичном регионе таковы, что Обнинск уже в скором будущем может снова оказаться в аутсайдерах. Одна только компания «Ермак девелопмент» в ближайшие 5-7 лет намерена построить в Подмосковье сеть торгово-развлекательных комплексов общей площадью в 400 тыс. кв. м. «Самохвал» построил торгово-развлекательные комплексы в Коломне, Дубне, Протвино, Серпухове, Видном. RIGroup открыл торгово-развлекательный центр «Счастливая 7я» в Сергиевом Посаде; далее будут введены ТРК в Серпухове, Видном, Клину, Дубне, Коломне, Мытищах, Чехове, Электростали, Наро-Фоминске. В Мытищах недавно открыты многофункциональные комплексы «Ашан» и «Красный кит». «ДоминионМ», кроме Обнинска, строит торгово-развлекательные комплексы в Климовске, Сергиевом Посаде, Павловском Посаде, группа Компаний «РегионыМенеджмент» — в Мытищах, «Торговый квартал» — в Домодедово.

Причем более десятка торгово-развлекательных центров уже построены в подмосковных городах с населением менее ста тысяч человек, включая города с населением менее чем в 70 и 60 тысяч.

Надо особо отметить, что структурная сложность многофункциональных торговых комплексов, существенно повышая требования к уровню архитектурно-планировочных решений, точности экономических расчетов, качеству менеджмента, дает возможность для очень заметного профессионального роста всех участников проекта.

Поэтому сейчас в сфере торговли складывается ситуация, когда для каждого уже не только крупного, но даже и среднего игрока иметь в собственности или в управлении многофункциональный комплекс становится делом престижа, необходимым признаком деловой респектабельности, знаком принадлежности к серьезной «весовой категории». Очень скоро в сфере торговой недвижимости отсутствие у любой более или менее крупной компании такого объекта, как многофункциональный комплекс, станет восприниматься как существенный недостаток.

Точно так же отсутствие МФК даже в среднем по численности населения городе вскоре будет выглядеть признаком неразворотливости местных властей и бизнеса.

И дело здесь не в погоне за некими «престижными показателями» ради «отчета». Речь идет об очередном этапе развитии сферы торговли, «вехи» которого обозначились уже вполне отчетливо. Это означает, что в наш город следует активнее привлекать крупных игроков на этом рынке. Вне всякого сомнения, найдется много желающих построить современные торговые комплексы в первом наукограде России, и городским властям останется только предложить обоюдовыгодные условия и выбрать наиболее удачные проекты.

В следующей, заключительной статье поговорим о ясно обозначившейся «революции» в дизайне торговых интерьеров. Здесь есть что рассказать, потому что «планка требований» к эстетике торгового пространства обещает уже в обозримом будущем подняться просто до «заоблачных» по сегодняшним меркам вершин.



Перейти в раздел «Статьи. Вокруг недвижимости»


Актуальные объявления о недвижимости:

Опишите жалобу:

Неверное кодовое слово

Оставить заявку

Возможность отправить сообщение появляется только после того, как вы укажете все необходимые данные.
Материал доступен для комментирования первые 3 месяца с момента публикации.


Комментарии
Подать объявление